Над Исетью стелился туман. Денёк был ещё тот. Хмуро, мокро, температура упала за час градусов на 15. Стало плюс 6. Это северный ветер принёс ненастье. Видите, там вдалеке мост. Это уникальный железнодорожный мост, такого больше нет в России. Был ещё в Днепропетровске, но он разрушен в войну. Теперь наш мост красуется на многих обложках книг о городе, открытках.
А вот кто автор этого чуда инженерной мысли - до сих пор неизвестно. Нет данных о нём ни в книгах, ни в архивах и ни в музее Каменске. Эту загадку ещё предстоит разгадать краеведам. В чём необычность этого шедевра из стали? В его форме - его ещё называют - мост-бабочка. И в том, что обычный мост и его конструкция - это железо в бетоне. А у нас - бетон, закаченный в сварные трубы арки. Многие свидетели рассказывали, что в дни испытания с 6 по 15 декабря 1940 года, машинист отказывался ехать по мосту. И тогда конструктор, тот самый неизвестный автор, чтобы показать, насколько он уверен в своей работе, по одним свидетельствам, встал на подножку поезда и проехал по своему мосту вместе с машинистом, по другим - заплыл на лодке под мост и стоял в этот момент под многотонной махиной, по которой двигался поезд. Общим в этих свидетельствах было одно: восхищение талантом автора и его мужеством.
Совместное расследование журналистов и краеведов выдвинуло несколько версий о конструкторе чудо-моста. Первой ниточкой стало сообщение, что автор всегда появлялся на стройке только в сопровождении охраны. Значит он был из числа заключённых, точнее репрессированных, поэтому его фамилия нигде и не значится. Потом проскочила и фамилия в одном из документов научно-технического отчёта, датированном 1940 годом: "...Тем же распоряжением народный комиссар обязал нас принять участие в испытании моста от управления путевого хозяйства МПС инженера Косореза Николая Фёдоровича и автора проекта инженера Росновского Владимира Александровича..." Вот и очевидцы тех событий упоминают фамилию, ни то Сосновский, ни то Росновский. Ещё говорят, будто не один, а два конструктора с семьями были откуда-то привезены и жили в отдельных квартирах коттеджа на берегу Исети . Одна жительница подтвердила, что носила в эти семьи молоко и что конструктор был арестован, как враг народа и жена больше его никогда не видела. А чертежи моста пытались уничтожить сотрудники милиции, которые они нашли на берегу реки в грудах мусора, которые привезли из колонии.
Но был ли талантливый конструктор Росновский, создавший уникальный по красоте и инженерному решению проект, действительно - из числа заключённых; или он был арестован позже и доводил дело до конца, уже будучи под арестом; или просто ходил под охраной как человек, связанный с секретной работой (а строительство железнодорожного моста несомненно относилось к таковым), - это пока ещё остаётся в числе других каменских тайн...
А вот кто автор этого чуда инженерной мысли - до сих пор неизвестно. Нет данных о нём ни в книгах, ни в архивах и ни в музее Каменске. Эту загадку ещё предстоит разгадать краеведам. В чём необычность этого шедевра из стали? В его форме - его ещё называют - мост-бабочка. И в том, что обычный мост и его конструкция - это железо в бетоне. А у нас - бетон, закаченный в сварные трубы арки. Многие свидетели рассказывали, что в дни испытания с 6 по 15 декабря 1940 года, машинист отказывался ехать по мосту. И тогда конструктор, тот самый неизвестный автор, чтобы показать, насколько он уверен в своей работе, по одним свидетельствам, встал на подножку поезда и проехал по своему мосту вместе с машинистом, по другим - заплыл на лодке под мост и стоял в этот момент под многотонной махиной, по которой двигался поезд. Общим в этих свидетельствах было одно: восхищение талантом автора и его мужеством.
Совместное расследование журналистов и краеведов выдвинуло несколько версий о конструкторе чудо-моста. Первой ниточкой стало сообщение, что автор всегда появлялся на стройке только в сопровождении охраны. Значит он был из числа заключённых, точнее репрессированных, поэтому его фамилия нигде и не значится. Потом проскочила и фамилия в одном из документов научно-технического отчёта, датированном 1940 годом: "...Тем же распоряжением народный комиссар обязал нас принять участие в испытании моста от управления путевого хозяйства МПС инженера Косореза Николая Фёдоровича и автора проекта инженера Росновского Владимира Александровича..." Вот и очевидцы тех событий упоминают фамилию, ни то Сосновский, ни то Росновский. Ещё говорят, будто не один, а два конструктора с семьями были откуда-то привезены и жили в отдельных квартирах коттеджа на берегу Исети . Одна жительница подтвердила, что носила в эти семьи молоко и что конструктор был арестован, как враг народа и жена больше его никогда не видела. А чертежи моста пытались уничтожить сотрудники милиции, которые они нашли на берегу реки в грудах мусора, которые привезли из колонии.
Но был ли талантливый конструктор Росновский, создавший уникальный по красоте и инженерному решению проект, действительно - из числа заключённых; или он был арестован позже и доводил дело до конца, уже будучи под арестом; или просто ходил под охраной как человек, связанный с секретной работой (а строительство железнодорожного моста несомненно относилось к таковым), - это пока ещё остаётся в числе других каменских тайн...
Даааа, красивый мост. Какие жуткие времена пережила наша страна!...
ОтветитьУдалитьЭто точно, сама, когда искала материал для этого сообщения, читала его как детектив в лучших его традициях. А главное, интрига сохранена до сих пор. Так кто же автор Моста?
ОтветитьУдалить